Информационный интернет-ресурс itmeurasia.org (Ритм Евразии) опубликовал статью Михаила Петрушкова «Рогунская ГЭС: что день грядущий ей готовит?». Стоит отметить, что автор, позиционирующий себя реалистом и экспертом по энергетическим, экономическим, гидростроительным и региональным проблемам в целом, на деле является дипломированным хирургом. К сегодняшнему дню запуск первого агрегата Рогунской ГЭС в режиме он-лайн и после уже подробно, до мельчайших деталей осветли более 100 аккредитованных журналистов из 30 стран. Накануне этого события в СМИ по данному поводу скрупулёзно выступили практически все самые известные аналитики, экономисты и гидростроители. Поэтому, М.Петрушков не открыл «свою Америку», а лишь составил собственный дайджест на заданную тему, используя особо приглянувшиеся ему моменты.
Наряду с оптимистичными оценками «искренней радости по поводу грандиозного успеха в новейшей истории Таджикистана», «огромного, без всякого преувеличения, успеха», отдельные рассуждения М.Петрушкова являются спорными, некорректными и безосновательными. Например, констатация того, что «на нынешнем этапе её (Рогунской ГЭС) окончательная судьба до конца неизвестна» по причине необходимости колоссальных финансовых средств, не выдерживает никакой критики. Действительно, с 2008 года на проект потрачено свыше 1,5 млрд. долларов. С начала строительных работ до настоящего времени правительство Таджикистана финансирует объект за счет государственного бюджета на сумму 24 млрд. сомони. Только для завершения строительных работ на шлюзах с 2016 года до сегодняшнего дня затрачено 3,5 млрд. сомони. По разным подсчётам, для полного завершения строительства необходимо $3,5–4 млрд. Стоимость запуска двух агрегатов — от $800 млн. до $1 млрд. Эту сумму Таджикистану удалось привлечь в прошлом году за счёт продажи еврооблигаций. Для сбора средств на строительство уникального объекта правительство Таджикистана разместило евробонды на международных рынках, что помогло привлечь $500 млн. Сегодня у Таджикистана есть выбор возможных из предлагаемых вариантов. Начальный этап осуществляется при содействии итальянской компании. В дальнейшем одним из реальных компаньонов и инвестором в строительство Рогунской ГЭС может выступить, например, Китай, у которого появился шанс выгодно решить проблему обеспечения электроэнергией СУАР. М.Петрушков назвал продажу электроэнергии соседнему Китаю «маниловщиной» (т.е. мечтаниями), но не учёл финансовых, кадровых и технологических возможностей КНР, которая в национальных интересах готова проложить ЛЭП не только «в условиях высокогорья Памира», но и на Луну. При этом, «самый лучший выход», предложенный М.Петрушковым, т.е. создание Центрально-азиатского консорциума с участием России, Китая, ЕС, США и других стран, что позволит достроить Рогунскую ГЭС и обеспечить стабильность в регионе, также имеет право на воплощение.
Рассуждая о «неясностях со сбытом произведенной электроэнергии» и гипотетической возможностью «остановки гидроагрегатов Рогунской ГЭС уже через несколько лет», М.Петрушков ссылается на особенности проекта, разработанного, якобы, в интересах, прежде всего, ирригации в сельском хозяйстве Узбекской ССР. И этим самым недобросовестный автор пытается вернуть вчерашний день, спровоцировать раздор и внести непонимание в добрососедские межгосударственные отношения. М.Петрушков упустил из виду выступление спикера законодательной палаты Олий Мажлис Узбекистана Нурдинжона Исмоилова, который в поздравительной речи подчеркнул огромную значимость этого уникального гидропроекта для народов всего региона Центральной Азии, который будет служить им около 120 лет, производя до 3600 мВт/ч электроэнергии.
Что касается распределения электроэнергии, то, благодаря Рогунской ГЭС и реконструкции Нурекской ГЭС, Таджикистан может стать лидером в экспорте электроэнергии в Азии, расширит потенциал и возможности для экспорта излишков электроэнергии в летний сезон в Афганистан, Пакистан и Индию посредством проекта CASA-1000, в котором также участвует Кыргызстан, а в перспективе может присоединиться Россия. Рогунская ГЭС в краткосрочной перспективе способна стать основой для расширения регионального рынка энергетики, охватывающего другие страны Центральной, Южной и Восточной Азию, содействуя сотрудничеству между соседними странами по управлению водными ресурсами на уровне всего бассейна Амударьи. И, как справедливо заметил М.Петрушков, это будут иные, прогрессивные технологичные схемы, отвечающие запросам и возможностям нового времени.
В заключении хочется пожелать М.Петрушкову больше оптимизма и доброжелательности в его отношении к «малой» родине – Таджикистану. Как потомок достойной филологической семьи он, вероятно, знает басню И.Крылова «Щука и Кот», где говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «крысы хвост у ней отъели». Мораль такова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. И дело не пойдет на лад». То есть, каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать. В Таджикистане и в регионе есть, кому профессионально заниматься и обсуждать экономические и энергетические проблемы. Пусть М.Петрушков, подобно своей уважаемой бабушке, лечит людей, а не занимается информационными провокациями.
Семён Золов, гидролог