НЕОБАСМАЧЕСТВО в ДЕЙСТВИИ

Хабарҳо

Вчитываясь в книги известных чекистов, виртуозов эпистолярного жанра: Н.Валишева «Чекистские были» и А.Нальского «В горах Восточной Бухары», автор этих строк никак не ожидал, что найдет столько аналогов между современной исламизацией общества и басмаческим движением. Эти общности условно можно разделит на этнические, психологические, мировоззренческие, местнические и экстремистские факторы. Они в совокупности составляют общую картину опасной тенденции появления элементов и признаков басмачизации региона.

Этнический фактор вырисовывается в той ипостаси, где фанатики-исламисты, одурманенные всеобщим психозом исламского интернационала, привлекают в вооруженную борьбу против собственного народа представителей разных национальностей. Этот интернационал разношерстен и включает выходцев различных стран от Магриба до Юго-восточной Азии. Если брать во внимание масштабность участия представителей экстремистского толка в деятельности террористических организациях, можно сделать вывод, что нынешнее состояние басмаческого движения в новых реалиях выглядит на самом деле устрашающим. Оно стирает грани национальной идентичности, т.к. басмачи на новый лад не признают границы, хотят всемирного халифата.
Психологический фактор включает тезисы, что необасмачи имеют единую со своими предшественниками поведенческую структуру. Носят бороды на единый лад, как признак протестного потенциала, культивируют афганскую одежду т.н.пиронтунбон и т.д. Общий понятийный аппарат и исламская риторика используемые членами ТЭО аналогичен тому как использовали басмачи. Стиль одежды вековой давности, способ ношения бороды, стремление выделятся из толпы опираясь на ложные требования общества, стыкуются с необасмачеством. Уклонение от соблюдения законов, насаждение порядков средневековой инквизиции, обязательный атрибут этого одиозного движения. Данный пункт очень актуален для сегодняшней политической структуры страны, т.к. объявление учителей неверными и запрет на участия в панихиде коммунистов, это не полный перечень поклонение ТЭО басмачеству. Чем вам описание книги «В горах Восточной Бухары» Нальского, где они заживо сжигали сторонников власти, вешали передовых женщин, противились всему прогрессивному.
Миросозерцание новых басмачей умещается в одно предложение и оно охватывает демагогическую риторику, якобы «ущемления религиозных прав».
С высоты рассмотрения местнических особенностей следует подчеркнуть, что фаза активных действий басмаческого движения в 20-х годах прошлого века проходила на территории нынешнего Файзабада, руководимые курбаши Гаюрбеком. Видимо укоренилась эта тенденция надолго. Наверняка спустя сто лет, новый курбаши в лице руководителя ТЭО, находящегося в загранице реанимировался.
Для таджикского общественного мнения вопрос давно и окончательно решён – басмачи это члены и сторонники ТЭО. Представляется, что в разной ипостаси и вариации реабилитируется басмачество, которая опирается на стародавние методы и способы разрушения страны.
Вопросы появления политических брендов требует скрупулезного изучения, однако, видно, что в актуализации отдельных из них заинтересованы не только политические деятели, но и представители радикального сообщества. Одним из таких терминов, искусственно вырванным из архаики истории является слово басмачи и их переосмысление с учетом реальной действительности. Не взирая, на непривычность на первый взгляд появления этого политически ангажированного термина, он становится поводом для резких дебатов и дискуссии. Для большинства жителей Таджикистана басмачи «разбойники с большой дороги». Именно так с тюркского языка переводится слово «басмач».
С.Неков, военный эксперт