Отгремели залпы новогодних фейерверков, звуки хлопушек и огни петард. Дети получили долгожданные подарки, а взрослые – свою долю позитивных эмоций и впечатлений.
Но сегодня полезно вспомнить, что всего несколько лет назад, накануне ожидаемых всенародно любимых предновогодних торжеств,регулярноотдельные религиозные деятели и активисты ТЭО ПИВ
выступали с провокационными заявлениями, которые радикально настроенные лица расценивали как команду к разжиганию религиозной и социальной вражды. Подобные обращения портили настроение и приносили населению очередное разочарование.Ведь ежегодно,перед наступлением праздников Новый год и Навруз пропагандисты ТЭО ПИВ возрождали беспочвенные споры по поводу необходимости и целесообразности этих торжеств в Таджикистане. Члены названной ТЭО однозначно не приемлют Навруз в качестве национального праздника и пытались омрачить этот светлый день остальным жителям.Они также отрицают наступление Нового года по григорианскому календарю, участие в празднике Деда Мороза, Снегурочки и ёлки, не приемлют европейских, советских и светских традиций. Хотя,сбежав в станы ЕС от заслуженного уголовного наказания, руководство ТЭО ПИВ смирилось с такими обычаями и само участвует в них в Европе. Но совсем недавно, в угоду своим иранским кураторам и спонсорам, все они высказывались о том, что празднование Нового года и Навруза является запретным, недозволенным (харам) для мусульман. Также они хотели лишить женщин их «профессионального» весеннего праздника–Международного женского дня, Дня матери, приветствуя при этом многожёнство. Выступая против ставших традиционными, любимыми многими торжеств, которые радуют граждан независимо от возраста, национальности и вероисповедания, члены ТЭО ПИВ пытались спровоцировать раскол в обществе: противопоставить верующих и атеистов, оппозицию и правительство; лишить общество устоявшихся народных традиций; превратить символичные календарные праздники миллионов в очередной повод для гражданского противостояния. Радикалы необоснованно связывали новогодний праздник с христианской религией, а Навруз с языческими традициями, относились к ним резко отрицательно.
Но празднование Нового года и Нового дня (Навруз) стали для таджикистанцев народными. Большая часть населения с удовольствием живут светскими традициями и обычаями, не игнорируя при этом религиозные и национальные обряды.
Традиции,которые создаются народом в течение тысячелетий – это часть национальной истории. В современном Таджикистане встреча Нового года и Навруза давно не несёт религиозной или языческой окраски. Эти праздники любимы и ожидаемы народом. Именно в эти дни в разы увеличиваются суммы, потраченные на подарки. Обыватели голосуют за эти праздники содержимым своих кошельков, заранее совершаяновогодние покупки.
В данном случае, ёлка или суманак- ни проблема, ни повод к противостоянию, раздору между мусульманами и немусульманами, верующими и атеистами, молодёжью и старшим поколением, облачёнными в хиджабы или костюмы Снегурочек и «Маликаи Навруз», одетыми в чапаны (джома) и костюмы Деда Мороза. Как очень хотелось бы недружественным к Таджикистану силам, в лице ТЭО ПИВ и её иностранных покровителей.
Представительница душанбинской молодёжи,
блогерАзиза Сафарова